В классических соцсетях с изучением аудитории помогает LiveDune. А вот когда дело доходит до Telegram — становится больно. Готовой информации мало, каким сервисам доверять и как исследовать аудиторию — непонятно. Чтобы узнать данные о подписчиках стало проще — составил гайд по изучению аудитории Telegram-канала.
Исследуем через @crosser_bot и TGStat
Референс инструкции: blogger-tolstoy.ru
Что узнаем:
- Пол — не всегда;
- Число подписчиков онлайн;
- Число ботов-админов;
- Число подписчиков с RTL-символами (иврит и арабские символы);
- Время последней активности подписчиков;
- Время нахождения пользователей в числе подписчиков (время жизни пользователя на канале);
- Привлекающие внимание темы и форматы;
- Вовлекающие темы и форматы.
Сначала нужно добавить t.me/crosser_bot в администраторы канала с правами на добавление новых администраторов (все остальные разрешения можно убрать).
После этих манипуляций, можно перейти в TGStat, авторизоваться и добавить свой канал в профиль через вкладку «Мои каналы».
Теперь в «Сводной» может появиться статистика по полу подписчиков. Но почему-то это работает не всегда.
Здесь же можно посмотреть на привлекающие внимание темы и форматы.
А ещё отметить вовлекающие темы и форматы.
Исследуем через опросы в канале
Что узнаем: всё, что согласится рассказать аудитория.
Внутри Telegram-каналов можно запускать опросы. Если сделать ответы на них интересным и/или выгодным занятием для аудитории, то можно собрать нужные нам данные.
Чтобы люди активнее взаимодействовали с опросом, стоит выпускать пост-подводку перед ним. Например, в случае с Кинжалом, можно выпустить пост о том, когда лучше всего отвлекаться на соцсети, чтобы не навредить своей карьере и здоровью. А в следующем посте-опросе спросить «А когда вы заходите в Telegram?» с ненавязчивыми вариантами ответа типа «Утром», «В обед», «Вечером», «Ночью или перед сном».
Ещё один рабочий подход — откровенное сообщение о целях проведения опроса. Можно признаться аудитории, что мы хотим лучше её понимать, чтобы давать больше пользы в следующих постах. Тогда у аудитории появится мотивации для ответа — потому что им обещают последующую выгоду.
С помощью таких опросов можно закрыть отдельные вопросы об аудитории, на которые нельзя найти ответы с помощью других безопасных инструментов:
- Точные демографические характеристики (пол, возраст, гео, место работы);
- Активные часы использования Telegram;
- Используемые ресурсы, площадки и соцсети;
- Контентные ожидания;
- Образование;
- Жизненный опыт (занятие бизнесом, пребывание в определённом состоянии или столкновение с некоторыми ситуациями).
Исследуем через опросы в сторонних сервисах
Референс: опрос в Telegram и результат в статье.
Что узнаем: всё, что согласится рассказать аудитория.
Это более прокаченный вид предыдущего подхода. Есть 3 важных отличия:
- Простота обработки полученных данных. Оценить результаты опроса в Яндекс Формах намного проще, чем изучить те же результаты внутри Telegram.
- Разнообразие инструментов. Например, в Telegram всё ограничивается простым сбором голосов по вариантам ответов, а в сторонних сервисах можно оставить поля для открытых ответов.
- Минус: подписчики должны уходить из Telegram на другую площадку и там отвечать на вопросы — это снизит количество респондентов. Можно уменьшить влияние этого фактора, если дать подписчикам достаточную мотивацию для прохождения опроса. Например, в случае Кода можем рассказать подписчикам, что мы проводим исследование зарплат IT-специалистов и готовы поделиться результатами. Так у подписчиков сформируется интерес к прохождению опроса, ведь они смогут сравнить себя с другими людьми и помериться всяким-разным. А мы в свою очередь в опросе узнаем не только зарплату, но и пол, возраст, гео, занимаемую должность и другое, что захотим.
Исследуем через бота-игру
Что узнаем:
- Демографические данные;
- Специальность.
Запускаем бота-игру, который в начале сессии будет просить пользователя ввести свои данные для создания персонажа. При этом указанные данные должны влиять на игровой опыт, чтобы у пользователей появлялась причина не врать при их передаче.
Основная проблема такого подхода — большая погрешность. Люди могут писать ненастоящие данные из-за самого формата игры и отсутствия ответственности за передачу неверных данных. Избежать этого, кажется не получится — поэтому формат можно использовать только как дополнительный источник сбора данных, а не как основной.
Самый сок: стандартная схема исследования аудитории Telegram-канала
Добавляем @crosser_bot в администраторы канала и используем TGStat.
Что узнаем:
- Пол — не всегда;
- Число подписчиков онлайн;
- Число ботов-админов;
- Число подписчиков с RTL-символами (иврит и арабские символы);
- Время последней активности подписчиков;
- Время нахождения пользователей в числе подписчиков (время жизни пользователя на канале);
- Привлекающие внимание темы и форматы;
- Вовлекающие темы и форматы.
Проводим опрос или серию опросов. Лучше всего использовать сторонние сервисы — так проще обрабатывать данные, а функционал становится шире. Узнаём всё, о чём согласится рассказать аудитория. Например, пол, возраст, гео, занимаемую должность, зарплату.
Объединяем собранные данные и формируем описание аудитории. После этого уровень респекта коллег и заказчика повышается до максимального уровня.